сайт Алексея Кофанова
Музыкальный словарь
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 13.12.2017, 04:29

Этот текст написан мною лично, "своими словами" - предельно доступными и понятными. Многие словари грешат напускным высокоумием, и читать их крайне трудно...

Этот словарь опубликован в составе моего самоучителя "Сочинение музыки"


Авангардизм (франц. avant-gard – передовой отряд) – довольно размытый термин (его синоним – «модернизм»), означающий новые течения в искусстве ХХ века. Течения, как правило, агрессивные и разрушительные, отражающие недобрый характер эпохи. В музыке к ним относятся: свободная атональность, додекафония, серийность и сериальность, алеаторика, конкретная музыка, сонорика и т.д. Ведущие авторы – А. Шёнберг, П. Булез, К. Штокхаузен, Л. Ноно, Я. Ксенакис… В последние лет 30 термин утратил всякий смысл: «передовым отрядом» зовут себя те, кто тупо повторяет пережеванное еще полвека назад. Авангардистские приемы незаменимы для создания некоторых образов, однако в чистом виде модернизм сейчас – прибежище бездарей и шарлатанов.

Автентический (каданс и т.д.) – доминантовый.

Агогика (греч. άφω – веду) – небольшое, еле заметное искажение длительностей – передержка или недодержка (не путать с банальной ритмической хромотой!). Почти никакие ноты не должны исполняться буквально – так, как их воспроизведет компьютер. Для одушевления музыки ее необходимо слегка «раскачивать».

Аккорд (лат. accordo – согласовываю) – минимум три одновременно взятых звука. Бывают терцовые (трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д.), нетерцовые (квартовые, квинтовые, кластеры и т.д.) и полиаккорды (два и более одновременно звучащих разных аккорда).

Алеаторика (лат. alea – игральная кость) – ветвь авангардизма, противовес предельной организованности додекафонного или сериального сочинения. В алеаторике форма произведения случайна, она обновляется при каждом новом исполнении.

Альтерация (лат. alteratio – изменение) – повышение или понижение (знаками диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль) высоты ступени звукоряда без изменения ее названия («вторая пониженная» и т.д.)

Балет (лат. ballo – танцую) – музыкально-танцевальное сценическое действо. Жанр возник в конце XVI века. Ведущие мастера – А. Адан, П. Чайковский, К. Дебюсси, М. де Фалья, А. Глазунов, И. Стравинский, С. Прокофьев, А. Хачатурян…

Блюз (англ. blues) – возникший во 2-й половине XIX века жанр грустной песни бедного американского негра. Исполнялся соло под аккомпанемент банджо, гитары; впоследствии – ансамбля. На основе блюза возникли джаз и рок.

Венские классики – Й. Гайдн (1732-1809), В.А. Моцарт (1756-1791), Л. Бетховен (1770-1827) –окончательно сформировали классическую тональную систему, создали современную форму многих жанров: сонаты, симфонии, квартета, концерта. Нынешний состав симфонического оркестра тоже утвердился в их творчестве. В общем, одно слово – классики…

Гармония (греч. αρμονία – порядок, стройность) – 1. Наука о созвучиях, 2. Учебная дисциплина, набор жестких правил, к реальной музыке почти не имеющих отношения.

Голос – 1. То, чем поет вокалист. В академической манере делится на сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон и бас. К народной, джазовой, роковой и прочим манерам это деление не относится, там свои приемы звукоизвлечения и своя классификация. 2. Слой многоголосной ткани – независимо от того, поется он или играется на инструменте.

Гомофония (греч. όλός – один, φωνή – звук, голос) – музыкальный склад, при котором ведущая мелодия сопровождается аккомпанементом – в отличие от полифонии, где несколько мелодий равнозначны, и от одноголосия, в котором кроме мелодии вообще ничего больше нет.

Джаз (англ. jazz) – американский стиль, зародившийся в начале ХХ века на основе блюза и некоторых других течений. Главные разновидности – оркестровый (в основном медно-духовой) и сольный (на фоне ритм-группы). Ведущие мастера: Л. Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Б. Гудмен, Д. Гиллеспи… Классический джаз слащав, однообразен, неглубок по содержанию, но впоследствии стиль заметно обогатился, сплавившись с иными направлениями – роком, латиноамериканской музыкой, симфоническим авангардом. Элементы джаза использовали К. Дебюсси, М. Равель, Дж. Гершвин и т.д.

Диатоника (греч. διά – через, τόνος – тон) – семиступенная система, звуки которой можно расположить по чистым квинтам.

Додекафония (греч. δώδεκα – двенадцать, φωνή – звук) – ветвь авангардизма, способ сочинения на основе 12-тоновой серии. Разработан «нововенской школой».

Имитация (лат. imitatio – подражание) – повторение мелодии, только что звучавшей в другом голосе. Повторение может быть точным или искаженным (в иной тональности, с другими интервальными шагами, в увеличении, уменьшении, обращении или ракоходе). Применяется очень часто, потому что помогает лепить форму.

Импрессионизм (франц. impression – впечатление) – направление в искусстве конца XIX века[1]. Суть его – изображение не реальности самой по себе, а впечатления от нее, мгновенной смены настроений, красок. В музыке это направление представляет прежде всего К. Дебюсси (1862 – 1918), ему присущи зыбкость, неопределенность, выражаемые посредством целотоновых гармоний.

Импровизация (лат. improvisus – неожиданный) – самый древний тип музицирования, на ней построен весь подлинный фольклор (сказители и певцы каждый раз во время исполнения что-нибудь новое придумывали, творили). Когда музыку стали жестко записывать нотами, импровизация умерла, сохранившись почти исключительно в виде каденции инструментального концерта. ХХ век возродил импровизацию – в блюзе, джазе и роке; но в несколько ином качестве: она играется не свободно, а на квадрат (последовательность аккордов). Зато в инструментальных концертах каденция теперь всегда выписана нотами, и академические исполнители импровизировать совершенно разучились.

Каданс – оборот, завершающий музыкальную мысль.

Каденция (лат. cadentis – падающий, оканчивающийся) – виртуозное соло в вокальной арии или инструментальном концерте, исполняемое без оркестра. Первоначально импровизировалось исполнителем, Л. Бетховен первым начал записывать его нотами.

Камерный оркестр – небольшой, без общепринятого состава. Обычно включает струнные и некоторое количество деревянных духовых, редко – валторну.

Кантата (итал. cantare – петь) – небольшая оратория.

Квартет – 1. любой ансамбль из 4 участников (включая «Битлз»), 2. исторически сложившийся состав смычковых инструментов – двух скрипок, альта и виолончели, 3. написанная для такого состава соната.

Кластер (англ. cluster – гроздь, скопление) – элемент музыки ХХ века: плотно взятое созвучие из больших или малых секунд. Удобно играется на фортепиано кулаком или локтем. Создает мрачноватую звуковую массу, где отдельные ноты неразличимы – и для некоторых образов просто незаменим.

Коллаж (франц. collage – наклеивание) – прием искусства ХХ века, разновидность полистилистики. В живописи это – наклеивание на холст газет, афиш, песка, пепельниц и т.д.; в музыке – вставка в свое сочинение цитат, т.е. кусочков чужих пьес (не путать с плагиатом). Впрочем, ничего нового здесь нет. П. Чайковский в увертюре «1812» использовал гимны «Боже, царя храни» и «Марсельеза»[2]; а в эпоху барокко применение чужих тем вообще было в порядке вещей.

«Конкретная музыка» – ветвь авангардизма: набор шумов окружающего мира, записанных на пленку или «исполняемых» вживую (пение птиц, гул мотора, слив унитаза и т.д.). Сродни поп-арту в изобразительном искусстве: там тоже за произведение выдаются обычные бытовые предметы.

Консонанс и диссонанс (лат. consonantia – согласное звучание; dissonantia – нестройное звучание) – акустический феномен: одни звукосочетания звучат мягко, слитно, а другие «спорят» (это происходит из-за резонанса частот разных звуков). В европейской теории музыки консонансами считаются октава, квинта, кварта, терции и сексты, а также мажорное и минорное трезвучия. Все остальные признаны диссонансами и требуют разрешения, то есть превращения в консонанс. Это позволяет вести пульсацию: резкие, напряженные созвучия сменяются умиротворенными.

Смысл в этом, бесспорно, есть – да только это всё очень субъективно. Разные народы и даже разные люди воспринимают интервалы и аккорды по-разному. Есть культуры, в которых малая секунда или тритон считаются устойчивыми и никакого разрешения не требуют…

Концерт (лат. concerto – состязаюсь) – крупное сочинение для солирующего инструмента (реже – двух-трех) с оркестром. Жанр возник в XVI веке, развивался А. Страделлой, И.С. Бахом, А. Вивальди, Г.Ф. Генделем. Современный вид получил у венских классиков. В классическом концерте три части (быстрая – медленная – быстрая), первая из которых имеет сонатную форму и двойную экспозицию (сначала Главную и Побочную партии играет оркестр, затем их повторяет солист). В какой-нибудь части непременно имеется каденция. Однако уже в конце XIX века количество частей стало свободным, а двойная экспозиция из моды вышла. Ведущие мастера, помимо названных – П. Чайковский, М. Равель, Э. Григ, Ф. Мендельсон, А. Берг, Х. Родриго…

Медианта (лат. mediantis – средний) – третья ступень гаммы, определяющая мажор или минор.

Мелизмы – украшения, сплетенные из вспомогательных нот. Придуманы, чтобы продлить быстро гаснущий звук клавесина. Основные вида: форшлаг – долгий (неперечеркнутый) и короткий (перечеркнутый), мордент – простой, перечеркнутый, двойной и двойной перечеркнутый, группетто и трель. Все они обозначаются условными знаками, которые за столетия неоднократно менялись, поэтому лично я предпочитаю выписывать украшения нотами, чтоб не было разночтений.

Мелодия (греч. μελωδία) – одноголосная музыкальная мысль.

Микрохроматика (греч. μικρός – маленький, χρωμα – цвет) – музыка с интервалами меньше полутона. Свойственна некоторым фольклорам, а также иногда используется авангардистами.

Модуляция (лат. modulatio – соразмерность, стройность) – переход в другую тональность.

Модус (лат. modus – мера, вид, способ) – звукоряд, нетипичный для европейской классики.

Мотив (лат. moveo – двигаю) – наименьшее построение, всего несколько нот, одна из которых – сильная доля такта.

Музыкальная драма – опера, почти лишенная отдельных законченных номеров, со сквозным развитием – по принципу драматического спектакля. Жанр появился во второй половине XIX века, ведущие мастера – Р. Вагнер (1813-1883) и М. Мусоргский (1839-1881).

«Нововенская школа» – А. Шёнберг (1874-1951) и его ученики А. Берг (1885-1935) и А. Веберн (1883-1945). Сформировалась в начале ХХ века. Композиторы экспериментировали в области позднего романтизма, экспрессионизма, пришли к свободной атональности и выработали из нее додекафонию. Шёнберг считал, что создал универсальную музыкальную систему, которая продержится столетия (как система «старой» венской школы) – но несколько преувеличил свое значение…

Опера (лат. opera – труд, творение) – театральное произведение для пения. Возникла в XVI веке в Италии. Ведущие авторы – К. Глюк, В. Моцарт, Дж. Верди, Ж. Бизе, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский. Высшая разновидность оперы, на мой личный взгляд – музыкальная драма.

Оперетта – легкая комическая опера. Жанр создан в XIX веке Ж. Оффенбахом, другие известные авторы – И. Штраус, Ф. Легар, И. Кальман.

Оратория (лат. oro – говорю, молю) – нетеатральная опера (исполняется без декораций и костюмов). Жанр возник в XVII веке, ярчайшие мастера – Г.Ф. Гендель, И.С. Бах (его «Страсти»), Й. Гайдн.

Оркестр (греч. όρχήστρα – площадка перед сценой в древнегреческом театре) – много музыкантов с одним дирижером. Бывает струнный (только смычковые), духовой (духовые и ударные) и симфонический (все вместе). Симфонический делится на камерный (струнные и немного дерева), малый (струнные, полный состав дерева, валторны и трубы) и большой (то же плюс «тяжелая медь»: тромбоны и туба). Также существуют оркестры народных инструментов – русский, неаполитанский, таджикский и т.д.

Отклонение – кратковременная и незакрепленная модуляция.

Партитура (лат. partiо – делю, распределяю) – нотная запись сочинения для нескольких инструментов или вокальных голосов. Может доходить до ужасающего количества строчек (например, у А. Скрябина)

Педаль (лат. pedalis – ножной) – выдержанный, длинный звук или аккорд, на фоне которого движутся другие голоса, зачастую ненадолго создавая политональность. Басовая педаль называется органным пунктом.

Период (греч. περίοδος – обход, круговращение) – наименьшая законченная мысль (в гомофонном складе). Обычно состоит из 8-ми или 16-ти тактов.

Плагальный (каданс и т.д.) – субдоминантовый.

Политональность – одновременно звучащие звуковые пласты в разных тональностях.

Полифония – музыкальный склад, в котором звучат несколько независимых голосов. Бывает подголосочной, контрастной и имитационной.

Построение – довольно размытое понятие, означающее любой музыкальный фрагмент относительно небольших размеров.

Программная музыка создается с целью изобразить некое внемузыкальное явление (природный катаклизм, чью-то биографию и т.д.). Программа может сообщаться слушателю (как в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза), может оставляться автором «для личного пользования», может и вообще не формулироваться, а держаться в голове. Но в любом случае программная пьеса носит внемузыкальное название (не просто «Багатель» или «Соната» – а «Похороны куклы», «Кикимора» или «Ромео и Джульетта»). Один из ранних примеров – «Времена года» А. Вивальди.

Противосложение – то, что звучит в имитационной полифонии одновременно с ответом.

Разработка – средний, важнейший раздел сонатной формы, в котором происходит борьба, развитие и переосмысление тем Главной и Побочной партий.

Реприза (франц. reprise) – 1. знак повтора, 2. любая повторяемая музыка, в том числе завершающая часть сонатной формы, где Побочная партия проходит в главной тональности – в знак примирения, снятия конфликта.

Рифф – остинато в рок-музыке, важнейший фактурный элемент. В тяжелых стилях играется искаженной дисторшном электрогитарой, дублированной октавным басом.

Рок-опера – спорное понятие. Некоторые уверены, что так правомочно называть лишь то, что исполняет одна рок-группа – то есть, в сущности, просто концерт со сквозным сюжетом. Гораздо более распространено мнение, что рок-опера – это обычный мюзикл, с вокалистами, балетом и декорациями, а музыка может вообще звучать в записи (так обычно ставят оперы «Иисус Христос – суперзвезда», «Юнона и Авось» и т.д.). Лично я считаю, что рок-оперу ставить в театре можно – но музыка непременно должна быть в стилистике рока (с риффами и т.д.), и крайне желательны живые музыканты.

Свободная атональность – метод сочинения, появившийся в начале ХХ века. Атональные пьесы не знают тоники и функциональных тяготений, используют на равных правах все 12 хроматических полутонов – подчиняясь только фантазии автора. Никакие внешние законы в свободно-атональном сочинении недействительны.

Секвенция (лат. sequentia – следование) – повторение мелодической фразы на другой высоте, а также аккордовая цепочка, на которую ложится секвенционная мелодия.

Серия (лат. series – ряд) – последовательность неповторяющихся звуков, из которых потом конструируется нотный текст.

Симфоническая поэмапрограммное сочинение для оркестра, почти всегда одночастное. Жанр придуман в середине XIX века Ф. Листом, ведущие мастера – А. Скрябин и Р. Штраус. Впрочем, для разнообразия сочинение в этом жанре можно назвать как-нибудь иначе: например, П. Чайковский свою поэму «Ромео и Джульетта» определил увертюрой-фантазией.

Симфония (греч. συμφωνία – созвучие) – соната для оркестра, иногда с добавлением хора и певцов-солистов. Изначально этим словом называлось инструментальное вступление к опере или небольшая полифоническая пьеса (например, у И.С. Баха). В современном смысле жанр сформировался у венских классиков. Среди величайших мировых симфонистов следует назвать В.А. Моцарта, Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Берлиоза, А. Дворжака, П. Чайковского, А. Скрябина, Н. Мясковского, Д. Шостаковича… Не обижайтесь, если кого забыл.

Скерцо (итал. scherzo – шутка) – инструментальная пьеса, обычно небольшая, быстрая и не особо серьезная. Жанр известен с XVI века, Бетховен ввел скерцо внутрь сонатного цикла, а Шопен совершенно переосмыслил, насытил глубоким драматизмом.

Скрытое многоголосие – полифония, записанная как один голос (для упрощения нотного текста). В сочинениях для сольного инструмента встречается довольно часто. Исполнителю важно почувствовать ее и выявить при игре все спрятанные голоса.

Соната (итал. sonare – звучать) – изначально инструментальный цикл наподобие сюиты (А. Корелли, И.С. Бах). Венские классики сформировали современный тип сонаты: теперь это крупное сочинение для одного инструмента (реже – двух), обычно в нескольких частях, хотя бы одна из которых написана в сонатной форме. Впрочем, уже к концу XIX века понятие сонатной формы настолько размылось, что многие сонаты (скажем, А. Скрябина) имеют форму очень сложную, комбинированную, трудно определимую. В любом случае сонату отличает достаточная глубина и серьезность содержания.

Сонатная форма – самая сложная музыкальная форма, утвердилась у венских классиков. Часто называется «сонатным аллегро», хотя быстрый темп не обязателен. Состоит из трех основных разделов: экспозиции, разработки и репризы. В экспозиции излагаются партии: Главная (одна или несколько тем) в главной тональности и Побочная в побочной тональности[3]. В разработке темы сталкиваются, переплетаются, переосмысляются. Смысл репризы – примирение: в ней и Главная и Побочная партии проходят в главной тональности. Возможна упрощенная соната – без разработки; есть также ряд усложненных форм: с эпизодом (добавочной темой), с ложной репризой, со вступлением, с кодой и т.д.

Сонорика (лат. sonorous – звонкий, звучный) – метод сочинения ХХ века, при котором звук важен как краска – а не как элемент конструкции (тональной ли, или серийной). Отдельные ноты при этом методе слухом не различаются, для этого изобретены особые приемы (кластеры, глиссандо флажолетами на скрипках, шумы, игра без определенной высоты звука и т.д.). Композитора здесь интересует звучание как таковое, переливы тембра.

К этому примыкает звукопись, известная с древнейших времен – когда музыка имитирует звуки окружающего мира (пение птиц, колокола и т.д.)

К сонорике же отчасти относится электронная музыка, исполняемая с помощью терменвокса[4], волн Мартено[5], а впоследствии всевозможных синтезаторов. Параллельно развивался электронный рок («Пинк Флойд», отчасти «Битлз» и т.д., к этому направлению примыкает Ж.М. Жарр), академическая музыка с ним переплеталась, создавая некий смешанный стиль (очень яркий представитель – Э. Артемьев). Многие электронные сочинения невозможно переложить на обычные инструменты: с изменением тембра пропадет сама суть.

Сюита (франц. suite – последовательность) – цикл инструментальных пьес для сольного инструмента или оркестра. Старинная танцевальная сюита (у Баха, Генделя и т.д.) состояла из контрастных по темпу частей: аллеманды, куранты, сарабанды, жиги, к ним могли добавляться прелюдия, гавот, менуэт, бурре, паспье, ригодон, сицилиана и др. В XIX веке жанр переосмыслился, стал включать любые пьесы, чем-то связанные между собой (например, фрагменты из оперы или балета). Из новых сюит популярны «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, «Пер Гюнт» Э. Грига, «Арлезианка» и «Кармен-сюита» Ж. Бизе[6], «Планеты» Г. Холста.

Тема (греч.  έμα – то, что положено в основу) – главная музыкальная мысль фуги, вариаций, сонаты и т.д. Если тем несколько, они непременно потом сталкиваются, конфликтуют, взаимодействуют – то есть становятся персонажами.

Тембр (франц. timbre) – окраска звука, то, благодаря чему отличается одна и та же нота, сыгранная на разных инструментах. Зависит от количества обертонов.

Тональность (точнее – ладотональность) – одна из музыкальных систем. Ей присущи семиступенный звукоряд, тоника (главный звук), функциональные трезвучия (тоническое, доминантовое и субдоминантовое), наклонение (мажор или минор).

Фактура (лат. factura – обработка, строение) – вещественная форма музыки, ее «тело».

Фантазия (греч. φαντασία – воображение) – инструментальная пьеса в свободной форме, зачастую на тему чего-либо.

Фигурация (лат. figuratio – придание формы) – элемент фактуры, способ изложения музыкальной ткани. Бывает гармонической, ритмической и мелодической.

Фламенко (значение слова неизвестно – то ли от птицы фламинго, то ли от огня (flame), то ли от фламандцев…) – народная культура юга Испании, один из ярчайших мировых фольклоров. Сложилась как сплав множества культур: цыганской, арабской, финикийской, греческой… Включает в себя пение (канте), танец (байле) и игру на гитаре (токе). Главные разновидности – канте хондо («глубинное пение») и канте фламенко (танцевальная развлекуха, из нее проросла вся эстрадная испанщина).

Фуга (лат. fuga бег) – пьеса имитационной полифонии, построенная на одну, реже две или три темы. Обычно трех- или четырехголосная. Жанр сформировался в XVII в., высшего расцвета достиг у Баха и Генделя.

Фугато – фугообразный эпизод крупной пьесы (например, 1-й симфонии В. Калинникова); иногда этим словом называют отдельную небольшую пьесу типа фуги.

Цифровка – аккордовая последовательность.


[1] Термин возник благодаря картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872).

[2] Там же он применил еще один «коллаж»: вклеил в оркестровую ткань пальбу пушек.

[3] Возможны также Связующая и Заключительная партии, но они важной роли не играют.

[4] Электронный инструмент, сконструированный в 1920-м году советским физиком и музыкантом Л. Терменом.

[5] Электронный инструмент, сконструированный в 1920-е годы французским изобретателем М. Мартено.

[6] Р. Щедрин как композитор в ней почти отсутствует. Он лишь аранжировщик.

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz